2019-11-17 14:10:59:Статья "Развитие речи ребёнка раннего дошкольного возраста" (из опыта работы)


  • Суровикова Светлана Николаевна

Статья

«Развитие речи ребёнка раннего дошкольного возраста»

(из опыта работы)

Автор: Суровикова Светлана Николаевна

воспитатель ГБДОУ детский сад №91 Выборгского района С-Петербурга

На третьем году жизни у ребёнка интенсивно развивается речь. Ребёнок пробует самостоятельно выступить инициатором общения. Он пытается рассказать, что увидел, куда ходил и придумывает новые слова, которых нет в речи взрослых. В среднем рост словаря ребёнка в период от двух до трёх лет увеличивается в 4-5 раз.

Дети этого возраста овладевают умением слушать несложные рассказы, выполняют простые словесные поручения. Начинают повторять за взрослым целые фразы. Малыш в своей речи отражает принадлежность предмета кому-либо «Мой шарфик», «Танин мяч». Осваивает временные отношения: сначала, потом, сегодня, там. Ребёнок осваивает не только название предмета, а пытается найти в нём части, ярко выраженные свойства, качества (у машины колёса, груша - жёлтая, сладкая, её можно есть).

Но речь ещё очень несовершенна.

Ребенок часто путается в согласовании слов в предложении, допускает ошибки в падежных окончаниях.

Темпы развития речи детей неодинаковы. Одни начинают говорить рано и правильно произносят слова. Другие говорят мало, при этом хорошо понимают речь. Но, если ребёнок к трём годам не заговорил, то нужно проконсультироваться с логопедом.

Развитие речи имеет огромное значение для умственного развития и социальной адаптации. Воспитателю групп раннего дошкольного возраста необходимо активно общаться с малышом, речь развивается только в постоянной практике. Разговаривать надо на уровне глаз ребёнка, это позволит ему чувствовать себя свободно.

Важно поддерживать интерес к общению со сверстниками. Общение детей позволяет включить в словарный запас слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.

Развитие речи ребёнка происходит в разных видах деятельности в совместной со взрослыми, в организованной, в самостоятельной.

Основной формой работы в ДОУ является образовательная ситуация. В процессе образовательной ситуации у ребёнка накапливается познавательный опыт, обогащается словарный запас.

Воспитатель организует:

-Наблюдения

-Рассматривание предметов

-Инсценировки с игрушками и всеми видами театра

-Знакомство с потешками, произведениями художественной литературы

Эти виды деятельности должны проходить только в форме игры, быть яркими, увлекательными.

Ситуация общения может быть продолжением образовательной ситуации, но может возникать в связи с новыми обстоятельствами. Например: «Давайте познакомимся», когда в группу приходит новичок. «Расскажем Мише, где лежат наши игрушки»

Занятие-это итоговая форма работы по конкретной теме. Оно проводится только в игровой форме. Это обобщение познавательного и речевого опыта ребёнка.

Каждая предложенная тема занятия должна быть спланирована с учётом:

-Возрастных особенностей детей

-Интересов детей

-Сезонности

Тем не должно быть много и они должны повторяться в течение года, но уже с усложнением. Важно использовать темы, предполагающие знакомство с миром предметов, т.к. для ребёнка раннего возраста наиболее понятны знания о предметах окружающего мира. Малыши не будут заниматься тем, что им неинтересно, тем, что не увлекло и не вызвало удивления и радости.

Изучение каждой темы начинают с накопления представлений о предмете, рассматривания предметов.

«Приходящая» только на занятия игрушка особенно привлекает детей. У опытного воспитателя всегда есть 1-2 кукольных персонажа, которые используются для сюрпризного момента. Демонстрационный материал, используемый педагогом на занятии, должен быть ярким, привлекательным, доступным к рассматриванию.

Речь воспитателя играет важнейшую роль в развитии речи малыша. Она должна быть чёткой, выразительной, неторопливой. Чтобы научить ребёнка грамматически правильной речи, слова и фразы педагога должны быть тщательно продуманы и не могут быть случайными. Интерес воспитателя к тому, о чём рассказывает должен быть виден ребёнку, воспитатель должен активно участвовать в игре, увлекать малыша. Когда педагог делает что-то с удовольствием, малыш с радостью включается в игру.

Огромное значение в развитии речи малыша мы уделяем пальчиковым играм и гимнастике.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, снижает психическое напряжение.

Пальчиковую гимнастику уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Проводится поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает, похлопывает или раскачивает,это способствует развитию эмоций.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Интерес к таким играм сохраняется у ребёнка примерно до пяти лет. Малыши выполняют сначала упражнения для одной руки, постепенно включая и другую руку.

Этапы разучивания пальчиковых игр:

1. Взрослый показывает игрушку малышу

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

В наше непростое время родители очень заняты на работе, поэтому часто стали меньше

разговаривать с детьми, часто уделяя мало времени простому общению. Дети меньше говорят, потому что, больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Проводите игру с малышом весело, «не замечайте», если он на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи. Дети нашей группы с удовольствием делают пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию речи и мелкой моторики, но также помогает познакомить ребёнка с детской литературой, песенками, потешками.

Используя игровые приёмы, речевые игры, упражнения, пальчиковые игры воспитатель помогает ребёнку овладевать речью. К трём годам ребёнок начинает использовать предложения, отвечать на вопросы, рассказывать короткие стишки.

Яндекс.Метрика