2018-12-04 13:10:05:"Поощрение и наказание в семье"


  • Перевозчикова Светлана Владимировна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Калининская средняя общеобразовательная школа»

«Поощрение и наказание в семье»

Встречи за Круглым столом

«Взрослые и дети»

(для 1-4 классов)

Подготовила: Перевозчикова С.В.

«Поощрение и наказание в семье»

Задачи: 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.

2.Сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

Форма проведения: дискуссия за круглым столом.

Подготовительная работа: анкетирование родителей и детей, подготовка ситуаций для анализа, Написание с детьми сочинения «Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей…»; подготовка памяток.

Участники: родители, педагоги, психолог

Ход встречи

Вступление: Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, мы не один раз заходим в тупик, испытываем сомнения, пытаясь найти самую подходящую для нас и наших детей систему воспитания.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что нужно хвалить ребенка?

Слайд «Говорят дети…»

Индивидуальная работа родителей

- Перед вами лист бумаги, поделенный на две части, в одну часть запишите слова, которыми вы поощряете, хвалите своего ребенка, в другую – которыми ругаете (3 мин).

Наказания.

-Психологами доказано, что ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

Что такое наказание – это причинение вреда причиняющему вред.

- Прежде чем мы поговорим о наказаниях, мне хотелось бы проанализировать анкеты родителей.

Анализ анкет родителей.

*89% опрошенных родителей считают проблему наказаний и поощрений в семье важной и актуальной.

*86% считают, что наказание в семье – это важный и необходимый атрибут семейного воспитания.

*62% считают основной формой наказания – лишения ребенка чего – то (игры на компьюторе…), 28% - исключение общения с ребенком, 6% - допускаю рукоприкладство.

*37% - частое физ. наказание приведет к потери контакта с ребенком, 26% - приведет к агрессии и жестокости по отношению к близким, 18% - изменится нравственная сфера ребенка..., т е., большинство считают – рукоприкладство не допустимо.

Слайд «Наказание (Анализ анкет - дети)»

? родителям:

(грубые, оскорбительные слова, лишение чего – либо)

Имеет ли ваш метод наказания положительный результат?

? психологу: 1.Какие методы наказания допустимы в младшем школьном возрасте и несут ли они положительный результат? (Наказание трудом – полезно?)

2. Допустимо ли рукоприкладство, в каком возрасте оно может быть действенным и как это влияет на взаимоотношения с ребенком в дальнейшем?

Как добиться послушания от ребенка

-Существует несколько способов, которыми родители добиваются послушания от ребенка

1 Прямой приказ ребенку.

2.Метод «ремня»

3.Метод подарков

4. Оставить все как есть

- Подавляя, приказывая, наказывая ребенка, или , наоборот, потакая ему тем или иным способом, мы- взрослые, не отдаем себе отчет в том, что же именно воспитывается в эту минуту в ребенке.

- И все же, как добиться послушания

1 Самое главное – установить теплые доверительные отношения с ребенком.

2 Уделять внимание, когда он этого требует.

3 Воспитывать ответственность.

4 Говорить о доверии и понимании.

5Экстренный метод или педагогическое воздействие на ребенка – санкции. Санкции – это лишение чего – то «хорошего», лишение какого- либо права. (См. приложение)

Насилие и принуждение

Приходилось ли вам говорить такие слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят старшие»… Это не просто слова. Это – метод воспитания. Мы, родители считаем, что наше дело приказывать, а ребенок должен повиноваться.

Но мы забываем, что свободная личность не может формироваться в семейном рабстве.

Насилие и принуждение приносит только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении. Так происходит отчужденность родителей и детей. Насилие и принуждение сказывается и на характере ребенка. Он становится не искренним, лживым, прячет свое истинное лицо под маской, привыкает кривить душой.

Это приводит к тому, что он прячет тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытым, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что- нибудь не так.

Вопрос к психологу

К чему ведет насилие и принуждение в семейном воспитании?

(Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его дальнейшее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может быть губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергается телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Он считает, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того кто его наказывает.

Но нужно заметить, что словесные оскорбления - обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство).

Итак, из всех трудных ситуаций, в которые дети ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважение к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Поэтому главный принцип, которым мы должны руководствоваться , должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным!

- Мы с ребятами много разговариваем о том, почему взрослым приходится их наказывать, т. е выявляем причины, убеждаем в неправильности того или иного поведения, поступка, т.е взрослые вынуждены так поступать, чтобы до стучаться до сознания наших детей.

Чтение сочинений «Если бы я был волшебником, то…» (родителям предлагается поочередно зачитать сочинения детей)

-Наказание будет эффективно тогда, когда есть поощрение.

Поощрение.

Анализ анкет родителей

91% - поощрение, как необходимый и значимый атрибут семейного воспитания.

96% - сочетают различные формы поощрения (словесную, материальную)

78% - словесные и телесные формы поощрения, 19% - подарки, деньги.

Анализ анкет детей. Слайд «Поощрение. Дети»

Работа по группам

- 1гр. – За что поощряем и хвалим.

- 2гр. – Слова поощрения.

(первые называют - за что поощряем, вторые - какими словами хвалим…)

? психологу: - Как хвалить, чем поощрять, как и когда это делать, чтобы «не перехвалить», чтобы ребенок не ждал награды за малейшее действие и тем более не стал требовать поощрения?

- Нужно ли поощрять деньгами, как, в каком размере, при каких обстоятельствах?

-Сегодня мне хочется вывести формулу истинно развивающего поощрения.

Слова поддержки: - Зная тебя, я была уверена, что ты все сделаешь хорошо;

-Я знаю, ты справишься …,

-Я верю и доверяю тебе, потому что я люблю тебя,

- …это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Сохраняйте способность ребенка радоваться состоявшемуся делу, поступку, удачи.

Эмоционально усиливайте и подчеркивайте радость ребенка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, нелюбознательностью, пассивностью. Ты сумел, ты стал еще сильнее, ты преодолел, ты победил!» - это и есть формула истинно развивающего поощрения.

Психологи говорят «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте! И это правильно! Ведь грамотная похвала – лучшее лекарство для души и для тела. Важно лишь научиться произносить слова одобрения в нужный момент».

Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, терпимы и выдержаны, убеждая его.

Уважаемые родители, если наказываете – то с умом,

а если поощряете то за дело!

Приложение

Формула истинно развивающего поощрения.

Слова поддержки: - Зная тебя, я была уверена, что ты все сделаешь хорошо;

-Я знаю, ты справишься …,

-Я верю и доверяю тебе, потому что я люблю тебя,

- …это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Сохраняйте способность ребенка радоваться состоявшемуся делу, поступку, удачи.

Эмоционально усиливайте и подчеркивайте радость ребенка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, нелюбознательностью, пассивностью. Ты сумел, ты стал еще сильнее, ты преодолел, ты победил!»

Формула истинно развивающего поощрения.

Слова поддержки: - Зная тебя, я была уверена, что ты все сделаешь хорошо;

-Я знаю, ты справишься …,

-Я верю и доверяю тебе, потому что я люблю тебя,

- …это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Сохраняйте способность ребенка радоваться состоявшемуся делу, поступку, удачи.

Эмоционально усиливайте и подчеркивайте радость ребенка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, нелюбознательностью, пассивностью. Ты сумел, ты стал еще сильнее, ты преодолел, ты победил!»

Формула истинно развивающего поощрения.

Слова поддержки: - Зная тебя, я была уверена, что ты все сделаешь хорошо;

-Я знаю, ты справишься …,

-Я верю и доверяю тебе, потому что я люблю тебя,

- …это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Сохраняйте способность ребенка радоваться состоявшемуся делу, поступку, удачи.

Эмоционально усиливайте и подчеркивайте радость ребенка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, нелюбознательностью, пассивностью. Ты сумел, ты стал еще сильнее, ты преодолел, ты победил!»

Формула истинно развивающего поощрения.

Слова поддержки: - Зная тебя, я была уверена, что ты все сделаешь хорошо;

-Я знаю, ты справишься …,

-Я верю и доверяю тебе, потому что я люблю тебя,

- …это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Сохраняйте способность ребенка радоваться состоявшемуся делу, поступку, удачи.

Эмоционально усиливайте и подчеркивайте радость ребенка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, нелюбознательностью, пассивностью. Ты сумел, ты стал еще сильнее, ты преодолел, ты победил!»


К публикации приложен файл:
http://конкурсофф.рф/publication-files/Поощрение и наказание в семье Перевозчикова С.В..docx
Яндекс.Метрика